Цифровизация строительства: помогают ли принятые законы?
Внедрение цифровых технологий в стройиндустрию — это принципиально новый подход к строительству, к управлению жизненным циклом объектов, возведению, оснащению и ремонту сооружений. В последнее время федеральные и региональные власти уделяют большое внимание государственному регулированию в строительной сфере, стараясь адаптировать отрасль к новым реалиям. Ведь с помощью данных технологий можно еще эффективнее планировать, проектировать, строить и эксплуатировать здания и объекты инфраструктуры, при этом сокращая затраты и издержки. Однако главный инженер-технолог строительства компании «Айбим» Андрей Андреев рассказал «Стройгазете», что на практике все выглядит не так оптимистично, как на бумаге. Уже в начале 2023 года возникли противоречия с требованиями об обязательности применения информационной модели. На фоне многообразия форм собственности и количества участников градостроительной деятельности почти всегда заказчик сам определяет условия применения технологий информационного моделирования (ТИМ) в своих проектах, требования к формированию информационной модели и к организации совместной работы в среде общих данных (СОД).
В «Единой системе информационного моделирования в строительстве» (ЕСИМ, введенной согласно ГОСТ Р 10.00.00.00—2023) необходимо уточнить понятия в терминологии и определениях. Пока это не сделано, даже на уровне значимых участников профессионального сообщества возникают серьезные разногласия и противоречия. Неудивительно, что к проектам новых стандартов, вынесенным на публичное обсуждение, присылают по тысяче замечаний.
Пока такое нормотворчество лишь порождает когнитивный диссонанс: участники строительных проектов не понимают, в чем суть трансформации бизнес-процессов под инновационные технологии и какими передовыми инструментами коммуницировать между собой.
Особенно это проявляется у застройщиков при разработке технических требований и заданий, корпоративных методологических, регламентирующих и технических документов на разных этапах внедрения ТИМ.
Не добавляют оптимизма и цели, которые ставит государственное регулирование в сфере ТИМ. В конечном счете все сводится только к необходимости предоставить документы, материалы и отчеты в машиночитаемых форматах, XML-схемах для ведения реестров и хранения в различных государственных информационных системах.
В стратегии развития законодательной базы не хватает общего и комплексного подхода к совершенствованию нормативно-технического и правового регулирования ТИМ. Для этого нужно сформировать целостную систему документов с едиными требованиями к проектированию, строительству и эксплуатации объектов.
В текущих условиях отмечается активное применение ТИМ в области проектирования зданий и сооружений, при этом общий уровень внедрения инноваций в строительстве остается крайне низким. Это объясняется тремя факторами: большим количеством различных участников, задействованных в проектах; многообразием согласований и проверок с бумажным документооборотом, который сложно поддается автоматизации на этапе строительства; и недостаточным уровнем компетенций в среде участников строительной деятельности.
В условиях, когда нормы противоречат друг другу, а действующий регламент не соответствует современному техническому уровню и создает административные и технические барьеры на всех уровнях исполнения проекта, важен переход от предписывающего к параметрическому методу нормирования, и его понимание. Он должен обеспечивать максимально быстрое внедрение инноваций при гарантированной ответственности за принимаемые решения для достижения поставленных целей и результатов.
Параметрический метод нормирования предполагает установление обязательных требований только к функциональным характеристикам объекта, в том числе к количественным параметрам, вне зависимости от его конструкции и исполнения. При этом способы достижения этих требований устанавливаются на добровольной основе, и есть возможность применять другие подходы в определенных рамках.
В новой редакции Технического регламента указано, что застройщик (заказчик) вправе самостоятельно определять, какие из стандартов, сводов правил, требований и подходов он будет применять при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и сносе здания. Поэтому строительные организации стремятся выполнить только обязательные требования, чтобы снизить регуляторную нагрузку, обеспечить экономию бюджета, минимизировать затраты и себестоимость строительно-монтажных работ (СМР).
На сегодня, во многих действующих законодательных, нормативно-технических и регламентирующих документах есть неоднозначные понятия и формулировки, которые многих запутывают: «в случае», «в том, числе», «в части», «при необходимости», «если», «и/или», «возможности», при этом участники градостроительной деятельности сомневаются в скором появлении действенных механизмов нормативно-правового регулирования, условий для массового использования ТИМ в строительстве, и активному взаимодействию в единой цифровой среде.
Пока описанные проблемы не решены, строители категорически не принимают активность и заботу властей в оптимизации регуляторной нагрузки: огромное количество регулярно меняющихся документов их только путает. И сегодня нам нужны не новые законы и нормы, а мораторий на постоянные изменения законодательной и нормативной базы в строительстве. В настоящее время уже многие компании настоятельно просят остановиться в таком нормотворчестве, оставить в покое градостроительное законодательство и дать им поработать спокойно.