Пути обновления: прогрессивные технологии выводятся на российские трассы
Михаил Колобаев/ пресс-служба Стройкомплекса Москвы
В Госкомпании «Автодор» работает Научно-технический совет (НТС), на заседаниях которого свой опыт в части внедрения новых технологий и проведенных научных исследований предлагают представители ведущих научных институтов России и мира. Так, на одном из недавних заседаний основной темой обсуждения стало научно-техническое сопровождение инновационных технологий при строительстве федеральной трассы М-12 «Восток» от Москвы до Казани. При строительстве трассы по необходимости вырабатывались новые строительные и технологические решения, способствовавшие оптимизации работ, исследованию поведения дорожных одежд в различных режимах и возведению искусственных сооружений с акцентом на импортозамещение.
На строительстве моста через Оку на трассе М-12 в районе Мурома специалисты впервые применили технологию бетонирования методом скользящей опалубки с одновременным научно-техническим сопровождением, которую предложили внедрить уже на этапе проектирования мостового перехода. Опыт непрерывного бетонирования позже был использован при строительстве мостовых сооружений через Осипов Овраг и реку Свиягу.
Также благодаря организации научно-технического сопровождения были оптимизированы решения по строительству магистрали в районах распространения карстов, где дорожники установили контрольно-оповестительную систему с сенсорами деформации и температуры.
Робот за рулем
Председатель правления «Автодора» Вячеслав Петушенко в ходе выступления на II Международном форуме цифровых технологий в сфере транспорта и логистики «Цифровая транспортация-2024» выделил в отдельное направление запуск движения беспилотных грузовых автомобилей на протяжении всей дороги М-11 «Нева». Тем более, что с открытием движения по Северному обходу Твери Москву и Санкт-Петербург соединила бесшовная скоростная дорога без единого светофора и перекрестка.
Автоматизированные системы управления дорожным движением (АСУДД) уже стали неотъемлемой частью инфраструктуры скоростных магистралей «Автодора». Так, АССУД на всем протяжении М-11 контролирует более 800 видеокамер, более 500 детекторов транспорта, около 600 электронных знаков и табло.
«Обеспечение взаимодействия информационной инфраструктуры дороги и беспилотных транспортных средств позволяет в режиме онлайн передавать данные, необходимые для корректировки действий уже не только водителей, но и беспилотников. А это важнейший фактор для обеспечения высокого уровня безопасности всех участников движения», — подчеркнул Вячеслав Петушенко.
Архитектура движения
Автомобилисты уже привыкли к тому, что вдоль всех автомагистралей «Автодора» расположены киоты, стелы с названиями дорог, регионов, соблюдается единый стиль шумозащитных экранов и других элементов архитектурно-художественного стиля. Это стало своеобразной «фишкой» госкомпании, а также темой круглого стола «Архитектурно-художественное проектирование автомобильных дорог», прошедшего на состоявшемся недавно X Форуме дорожных инициатив «Инновационные технологии и интеллектуальные транспортные системы в дорожном строительстве».
В диалог на мероприятии вступили как представители «Автодора», так и участники от подрядных организаций, вузов и архитектурных бюро. Обсуждали, впрочем, не только архитектуру, но и примеры комплексного подхода к формированию индивидуального облика дороги, нормативное и правовое обеспечение.
В качестве примера успешно реализованного проекта опять фигурировал мост через Оку в составе М-12, где изюминкой стала архитектурно-художественная подсветка стилизованных распорок пилонов. Иллюминацию в виде триколора теперь можно будет увидеть в дни государственных праздников.
На архитектурно-стилистический облик дороги также влияют элементы разметки. ООО «Автодор-Инжиниринг» теперь через свои разработки предоставляет возможность моделировать все типы разметок и шумовых полос для их апробации на различных участках дорог.
В рамках мероприятия прошло награждение членов рабочей группы по импортозамещению элементов вантовой системы мостовых переходов в связи с достижением значительных результатов. Ими была разработана вантовая система нового мостового перехода под Муромом на М-12, которая больше чем на половину состоит из отечественных компонентов. А с учетом технологий, оборудования для монтажа и программных продуктов объем импортозамещения на данном объекте превышает 70%.
Музыка дорог
На «подопечных» магистралях «Автодора» уже в скором времени могут появиться шумовые полосы с музыкальным эффектом — так называемая музыкальная разметка. Впервые в стране разработано программное обеспечение, которое позволяет рассчитать необходимые параметры для нанесения линий разметки так, чтобы при проезде по ним с установленной скоростью создавался эффект звучания узнаваемого музыкального фрагмента.
Напомним, что «Автодор» ведет системную работу по профилактике ДТП и обустройству дорог новейшими средствами обеспечения безопасности, в том числе и инновационными. Водители уже привыкли к обычным шумовым полосам, которыми оснащены современные дороги. Полосы при движении по ним «генерируют» шум определенной силы, чтобы «разбудить» водителя для предотвращения аварийной ситуации. Точно так же музыкальная разметка будет служить снижению аварийности и, кто знает, может придать заряд бодрости и хорошего настроения. Важно также соблюдение скоростного режима — мелодию можно распознать только при движении с разрешенной скоростью.
Планируется провести натурные испытания музыкальной разметки на одном из участков трассы М-11 «Нева», и при условии положительных результатов эксперимента в «Автодоре» рассмотрят возможность нанесения такой разметки на действующей сети скоростных дорог.