Регулирование саморегулирования: законодательство о СРО нуждается в совершенствовании
council.gov.ru
Круглый стол на тему «О развитии и текущем состоянии института саморегулирования в РФ» состоялся недавно в Совете Федерации. Проводивший его заместитель председателя Комитета Совфеда по экономической политике Иван Абрамов подчеркнул, что самостоятельное регулирование профессиональной деятельности, в рамках которого участники объединения принимают стандарты и правила, устанавливают разного рода ограничения в отношении собственного поведения на рынке, способствует более кооперативному функционированию и повышению уровня координации. Это, в свою очередь, обеспечивает более высокое качество предлагаемых услуг без ущерба для конкуренции в отрасли.
Сенатор отметил, что в федеральный закон «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 №315-ФЗ последний раз изменения вносились в 2021 году. Кроме того, модератор круглого стола напомнил его участникам, что в 2015 году распоряжением правительства РФ была утверждена концепция совершенствования механизмов саморегулирования. Органы исполнительной власти руководствуются положениями этого документа при отсутствии функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах предпринимательской и профессиональной деятельности. При этом большинство сфер саморегулирования имеет уникальные особенности и специфику, которые необходимо учитывать. По мнению Ивана Абрамова, данный вывод в полной мере относится и к вопросам совершенствования административных процедур присвоения статуса саморегулируемой организации (СРО), признания результатов деятельности СРО в контрольной (надзорной) деятельности.
В обсуждении практических аспектов института саморегулирования и направлений его дальнейшего совершенствования и развития принял участие заместитель директора департамента государственной политики в сфере лицензирования, контрольно-надзорной деятельности, аккредитации и саморегулирования Министерства экономического развития РФ
Игорь Судец. По его словам, в настоящий момент зарегистрировано порядка 930 саморегулируемых организаций, две трети из которых созданы в сфере обязательных СРО, а треть являются добровольными, 11 сфер обязательного саморегулирования и 5 национальных объединений. Игорь Судец отметил, что сама по себе сфера саморегулирования направлена на то, чтобы разгрузить госаппарат, снять определенные функции с органов государственной власти и контрольных органов и передать их на уровень надзора и самоконтроля бизнеса, что, по мнению докладчика, реализуется достаточно успешно. Об этом свидетельствует тот факт, что СРО проведено больше 200 тыс. проверок, в ходе которых были выявлены многочисленные нарушения и приняты меры дисциплинарного воздействия. При этом на протяжении последних нескольких лет проверки проводятся регулярно и их результативность не снижается, что, полагает Игорь Судец, свидетельствует о том, что сфера саморегулирования устоялась.
В то же время, он обратил внимание участников мероприятия на средства, которые собирают СРО для направления на потенциальные компенсации. «Только 0,4% — доля выплат из тех средств, которые собираются и учитываются на счетах. Пока что не могу сказать, что есть какой-то конкретный вывод из этой статистики», — признал докладчик. Он отметил, что недавно появилась возможность, к примеру, в сфере стройки, выдавать займы из этих средств на определенные цели, но все равно очень приличные средства остаются на счетах. «С одной стороны, очень важно не открывать эту сферу для того, чтобы не разбазарили, так сказать, эти средства, с другой стороны, может быть, надо продолжать думать еще над какими-то направлениями, потому что сейчас средства лежат практически мертвым грузом», — считает Игорь Судец. Отвечая на вопрос модератора о количестве этих средств, представитель Минэкономразвития России назвал сумму в 190 млрд рублей.
Говоря о других направлениях дальнейшего совершенствования саморегулирования, Игорь Судец отметил, что государство проводит эксперимент по оптимизации сфер различных разрешительных видов деятельности. Уменьшается количество документов, которые предъявляются для получения статуса СРО. Например, теперь не надо предоставлять уставные документы, которые и так есть у государства. Сроки получения статуса СРО сократились с 18 до 8 рабочих дней. В Государственную Думу внесен законопроект, который узаконивает результаты этого эксперимента.