Управление требованиями: обсуждаются ключевые изменения в техническом регулировании
/FOTODOM
Недавно на площадке Центра взаимодействия и коммуникаций в строительстве прошел семинар, где обсуждалось практическое применение Закона о техрегламенте (№653-ФЗ). Основная часть положений документа вступит в силу в сентябре.
О большом интересе к изменениям в техническом регулировании в строительстве свидетельствует тот факт, что в мероприятии в очном и онлайнформатах приняли участие более 400 специалистов, представителей федеральных и региональных органов исполнительной власти и бизнес-сообщества. Провел семинар замминистра строительства и ЖКХ РФ Сергей Музыченко.
Новые возможности
Как известно, законом установлены требования к способам обоснования соответствия инженерно-технических, функционально-технологических, архитектурных, конструктивных и иных решений и мероприятий по обеспечению безопасности зданий, сооружений, а также процессов, осуществляемых на всех этапах их жизненного цикла, требованиям Технического регламента (ТР). В своем докладе Сергей Музыченко напомнил, что цель принятия федерального закона состоит прежде всего в объединении всех требований, в том числе строительных, санитарных и пожарных, в единый Реестр требований (РТ), что позволит исключить различные трактовки разными ведомствами. Как пояснил Сергей Музыченко, требования, которые будут внесены в сентябре в РТ, пока что разрознены и находятся в разных источниках, но к 1 марта 2026 года они будут приведены к единому виду и переведены в машинопонимаемый формат. По словам замминистра, большая аналитическая работа уже началась, при этом ни одно из требований не будет потеряно.
Кроме того, РТ позволит решить давно существующую проблему соблюдения обязательных и добровольных требований. Так, вводится единый перечень стандартов и сводов правил в реестровой форме, содержащий межгосударственные и национальные стандарты и своды правил. РТ предоставляет возможность использования других правил, не противоречащих требованиям ТР.
Другим нововведением стало включение в доказательную базу ТР стандартов организаций (СТО), которые будут применяться со дня их регистрации в Федеральном информационном фонде стандартов. СТО не входят в состав РТ, но могут применяться в части доказательной базы при отклонении от перечисленных стандартов. Наряду с внедрением СТО отменяются специальные технические условия (СТУ). Механизм разработки СТУ для обоснования соответствия требованиям ТР, по словам замминистра, в ряде случаев позволял принимать оперативные решения, которые, однако, иногда были неэффективны. Происходило это потому, что лицами, заинтересованными в разработке СТУ, являются проектировщики и подрядчики. В отличие от СТУ заинтересованным в СТО лицом является заказчик, что исключает случаи экономически необоснованного применения материалов или технологий. Кроме того, на разработку и согласование СТУ уходило до полугода, а применялись они однократно, поскольку разрабатывались на каждый конкретный объект капитального строительства. Главное преимущество СТО, по мнению замминистра, состоит именно в том, что они применяются многократно, позволяя использовать одни и те же решения на разных объектах.
Более совершенными стали и способы обоснования проектных решений. Для развития принятого федерального закона было подготовлено постановление правительства РФ от 30 мая 2024 года №708. Прежний механизм обоснования проектных решений не применялся на практике, потому что расчеты и испытания должны были выполняться по апробированным или сертифицированным методикам, а требования к результатам применения «расчетных» способов обоснования и порядку их подготовки отсутствовали. Предполагалось, что достаточно соблюдать требования ТР и стандартов, включенных в обязательный и добровольный перечни. Из-за отсутствия подзаконных актов доказательную базу обоснования безопасности никто не применял, и экспертиза ее не проверяла. Теперь же 708-е постановление детально регламентирует способы обоснования проектных решений, а именно результаты исследований; моделирование сценариев возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, в том числе при неблагоприятном сочетании опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий; расчеты и (или) испытания возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий; оценку риска возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий.
Замминистра отметил два варианта принятия решения о применении способов обоснования. Они могут быть предусмотрены в задании на проектирование, когда заказчик понимает, что без отклонения от существующих норм не обойтись, и надо обосновать это отклонение. Либо такое решение возможно на этапе реализации проекта, когда уже проектировщик приходит к выводу о том, что невозможно достичь поставленной техническим заказчиком задачи, не отойдя от существующей нормы. Полномочия и ответственность за выбор способов и утверждение результатов обоснования лежат на главном инженере проекта (ГИП). Как сообщил замминистра, сейчас разрабатывается механизм обеспечения этой ответственности как для ГИП, так и для проектных организаций с использованием системы саморегулирования
Отклонения возможны
После выступлений содокладчиков — директора Департамента градостроительной деятельности и архитектуры Минстроя России Владимира Калинкина, рассказавшего о механизме применения способов обоснования проектных решений и стандартов организаций, и директора ФАУ «ФЦС» Андрея Копытина, доложившего о создании единого цифрового реестра требований, оператором которого определен ФАУ «ФЦС», Сергей Музыченко обстоятельно ответил на многочисленные вопросы участников семинара. Пожалуй, самым принципиальным из них был вопрос министра архитектуры и строительства Сахалинской области Алексея Ракитского, который поинтересовался, являются ли требования, включенные в РТ, обязательными или добровольными для исполнения?
На это Сергей Музыченко ответил, что основная идея внесения изменений в ТР как раз и состоит в отказе от добровольных и обязательных требований, поскольку все требования в строительстве направлены на обеспечение безопасности. Поэтому если требование погружено в РТ, его необходимо соблюсти либо обосновать отклонение от него такими способами, которые содержатся в ТР, например, с помощью стандарта организации.
Сергей МУЗЫЧЕНКО, заместитель министра строительства и ЖКХ РФ:
«В качестве альтернативы проектирования «по инструкции» проектировщикам предоставляется выбор обоснования принимаемых ими технических решений с помощью таких инструментов, как стандарты организаций и расчеты. Это даст возможность упрощенно внедрять инновационные материалы, применять неординарные решения, адаптивные технологии при обязательном сохранении безопасности зданий и сооружений. Также законом обеспечивается возможность применения документов по стандартизации иностранных государств, что позволит оперативно перенять и внедрить передовой мировой опыт коллег при реализации самых перспективных для нашей страны проектов»
Андрей КОПЫТИН, директор ФАУ «ФЦС»:
«В реестре сегодня более 130 тыс. требований, содержащихся в 1 127 документах 18 ФОИВов. В дальнейшем требования, размещенные в реестре, будут переводиться в машиночитаемый и машинопонимаемый формат. Это позволит оперативно отслеживать наличие противоречий и дублирований в документах различных ведомств и планировать их корректировку. Таким образом, закладывается основа для формирования системы управления требованиями»