ИЖС, школы, свет: что было самым интересным на архитектурном фестивале «Зодчество»
Артур Новосильцев/ АГН «Москва»
В московском Гостином дворе на прошлой неделе состоялся традиционный, уже тридцать второй, Международный архитектурный фестиваль «Зодчество». Организатором выступил Союз архитекторов России при поддержке Минстроя России, правительства Москвы, Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы и Международного союза архитекторов.
Интерес к событию был велик: на одной площадке объединились три важных для архитектурного мира события — «Зодчество», VII Всероссийский архитектурный фестиваль Best Interior Festival и VIII Международная выставка BUILD SCHOOL.
В церемонии открытия приняли участие министр строительства и жилищно- коммунального хозяйства Ирек Файзуллин, президент Союза архитекторов России Николай Шумаков, президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Глушков, первый заместитель председателя Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области, главный архитектор Московской области, вице-президент СМА Александра Кузьмина, почетный президент Национального объединения изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ), народный архитектор РФ Михаил Посохин, президент Российской академии архитектуры и строительных наук, ректор МАРХИ Дмитрий Швидковский и другие почетные гости, которые отметили высокий уровень подготовки и пожелали фестивалю успехов.
Антон Глушков в приветственной речи подчеркнул, что сегодня стройке не хватает стабильности, и «Зодчество», которое Союз архитекторов проводит в 32-й раз, — один из небольших островков стабильности, позволяющих выстроить векторы стремительного развития или даже прорыва. «Мне бы хотелось напомнить, что все мы — большая семья. И чиновники, и архитекторы, и строители. Поэтому давайте вместе созидать на благо нынешнего поколения и нашего будущего», — сказал Антон Глушков.
Среди почетных гостей на открытии также выступил руководитель службы корпоративных коммуникаций КНАУФ Леонид Лось. Обращаясь к главным его участникам — архитекторам — он сказал: «Мы гордимся тем, что в большинстве проектов, представленных сегодня на суд зрителей, используются технологии и системы компании КНАУФ. Мы активно сотрудничаем с профессиональным сообществом архитекторов, выслушиваем ваши идеи и предлагаем свои решения для того, чтобы вы могли успешно реализовать свои проекты».
Артур Новосильцев/ АГН «Москва»
Лучшие названы
В рамках фестиваля прошли выставочная, конкурсная и деловая программы. Особый интерес, как и всегда, вызвал конкурс — соревноваться и получать призы любят все. В этом году на победу можно было претендовать в восьми смотрах: «Регионы России», «Архитектурные произведения 2022-2024», «Творческие архитектурные мастерские и коллективы», «Творчество молодых архитекторов», «Творчество студентов архитектурных вузов и колледжей», «Храмовая архитектура», «Детское архитектурно-художественное творчество», «Экоустойчивая архитектура» и двух конкурсах: «Лучшее печатное издание об архитектуре и архитекторах» и «Лучший фильм об архитектуре и архитекторах».
Главным традиционно стал смотр-конкурс «Регионы России», в рамках которого награды вручаются в нескольких номинациях. На выставке было представлено более 15 регионов, в том числе новые регионы России. Представленные стенды были и технически, и концептуально выполнены на самом высоком уровне, и выбрать победителей авторитетному жюри было непросто.
Среди лучших было отмечено Министерство градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области, получившее «Золотой знак» в номинации «Городская среда и комплексные городские проекты». Регион отметили за комплексный проект цифровой «реконструкции» ансамбля сооружений XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года.
Московская область завоевала высшую награду смотра-конкурса «Регионы России» в номинации «Проекты. Развитие территорий и градостроительные решения». Подмосковье продемонстрировало концепции кластерного развития индивидуальной жилой застройки (ИЖС) — нового подхода, активно развиваемого для создания загородного жилья современного формата. «Мы много сил посвятили поиску новых смыслов и форматов загородной жизни и в итоге пришли к кластерной застройке, приближенной к природе, но с городским комфортом. С 2021 года Московская область создает нормативную базу и стандарты для реализации кластеров ИЖС — это новые сельские населенные пункты, которые включают школы, поликлиники, объекты культуры, спортивные и досуговые зоны, инженерную и транспортную инфраструктуры. Они отличаются качеством архитектурных решений и единым дизайн- кодом», — рассказала главный архитектор Московской области Александра Кузьмина. Она отметила, что Подмосковье — первый регион, который на законодательном уровне ввел понятие кластера индивидуального жилищного строительства.
Теме кластеров в ИЖС был посвящен и круглый стол «Новые векторы жилищного строительства Подмосковья». Новый формат жилья ориентирован на современных жителей, молодые семьи, которые все чаще работают удаленно и ценят качественную инфраструктуру. По словам Александры Кузьминой, Московская область лидирует среди регионов по объему ввода ИЖС. Так, только в 2023 году эта цифра составила 7,7 млн кв. м. Переход к кластерной модели, поддержанный ведущими застройщиками, предполагает комплексное и сбалансированное развитие территорий.
Артур Новосильцев/ АГН «Москва»
В ритме мегаполиса
Большой интерес вызвал выставочный проект «Архитектура света», подготовленный Комитетом по архитектуре и градостроительству Москвы. Проект позволил переосмыслить роль искусственного освещения в городе, которое сегодня выходит за рамки простых функциональных задач. Свет становится элементом архитектуры и полноценной частью комфортной городской среды, создает решения, которые не просто освещают пространство, но и формируют уникальную идентичность города в темное время суток. Световая среда города состоит из разных уровней, начиная от подсветки зданий и заканчивая освещением остановок общественного транспорта и интерактивными световыми инсталляциями. Спектры по-разному воздействуют на организм человека и помогают в снижении стресса и улучшении эмоционального состояния, делая городское пространство не только более комфортным, но и более «здоровым».
«Свет — это язык, на котором город общается с человеком после заката. Особенно он важен там, где зимние ночи длинны, а вечерняя жизнь так же активна, как и дневная. В это время свет играет ключевую роль в формировании облика города и восприятии пространства его жителями. Он активно участвует в программировании территорий, навигации, привлечении людей и бизнеса. Именно поэтому думать о светодизайне важно уже на этапе проектирования», — рассказал главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. Он отметил, что современный мегаполис живет круглосуточно. Грамотное освещение не просто делает его безопасным — оно создает особую атмосферу, стимулирует социальную активность и развитие экономики 24-часового города.
Не меньший интерес профессионального сообщества вызвал фестиваль BUILD SCHOOL 2024 — единственная в России выставка-конкурс, где специалисты архитектуры, строительства и образования совместно работают над созданием качественной среды для школьников и дошкольников. Уже в восьмой раз фестиваль привлекает внимание всех, кто искренне интересуется состоянием российского образования. «Мы видим, как школы становятся лучше, детские сады — привлекательнее. Архитекторы стали мощным ядром профессионалов, понимающих, что и как строить для будущего поколения», — отметил Николай Шумаков.
Обсуждавшиеся в рамках деловой программы вопросы не только показали, что сегодня актуально для архитектуры и градостроительства, но и обозначили вектор развития как минимум на год — до следующего, 33-го «Зодчества», которое пройдет осенью 2025 года.
Оптимальные решения
В первый день прошедшего в рамках «Зодчества» Best Interior Festival его генеральный партнер ООО «КНАУФ ГИПС» провело круглый стол «Как улучшить комфорт жилого пространства в многоквартирном доме».
Руководитель архитектурной студии ub.design Борис Уборевич-Боровский отметил: «В наших интерьерах очень много стекла: это прекрасный современный материал. Акустический комфорт позволяют создать мягкие обивки, а также конструкции из гипсокартона. Мы знаем, как это делается, и активно эти материалы применяем. Мы считаем, что все потолки надо делать из гипсокартона: в него замечательно встраиваются любые типы светильников».
Руководитель отдела по работе с архитекторами «КНАУФ ГИПС» Юрий Ковченко затронул вопросы проектирования внутреннего пространства и акустического комфорта и, в частности, звукоизоляции. «90% населения сталкивается с проблемами шумоизоляции, — констатировал он. — Очень важно еще на этапе концепции на месте стены рисовать не просто линию, а понимать, из каких материалов она будет сделана и какими свойствами обладать: это не только защита от шума, но еще и статическая прочность, долговечность, надежность, влагостойкость».
«Мы разработали целую линейку звукоизоляционных решений с названием Knauf Space и концепцией личного микрокосмоса, — рассказал эксперт, — это звукоизоляционные бескаркасные и каркасные системы двух категорий: «Комфорт» и «Эксперт». По словам спикера, они оптимальны по качеству, стоимости и ожиданиям заказчиков.
Юрий Ковченко считает, что бескаркасная система больше подходит для уже возведенных зданий, она формируется на основании звукоизоляционной панели «КНАУФ-Акуборд». Этот материал дает хороший результат в повышении индекса изоляции воздушного шума всей конструкции.
«В случае стены из пенобетона, например, индекс звукоизоляции растет на целых 6 децибел», — заявил он.
Директор по маркетингу девелоперского холдинга LEGENDA Всеволод Глазунов в своем докладе объяснил, как компания обеспечивает клиентам технологичное и готовое к декорированию пространство и почему предпочитает каркасные перегородки при возведении стен. Как уточнил Всеволод Глазунов, именно это «решение позволяет реализовать достаточно гибкую планировку, работать в любое время года, обеспечивать ровность стен на уровне технологии и, самое главное, давать гарантию качества».
Выступление директора по проектным продажам компании Knauf Ceiling Solutions / Armstrong Максима Бурцева было посвящено работе потолочного подразделения КНАУФ: «Наша задача состоит в том, чтобы потолки незаметно и качественно делали свою работу: скрывали потолочное пространство, декорировались светильниками, занимали как можно меньше места, — заявил эксперт. — Стремимся поставлять готовые решения, то есть потолочные панели вместе с подвесной системой, чтобы у проектировщиков, архитекторов, дизайнеров и строителей работа с потолком занимала как можно меньше времени, чтобы решение было комплексным и функциональным».
Одно из таких решений компания помогла реализовать архитектурному бюро Анастасии Стенберг на архитектурном фестивале BIF. Специалисты Armstrong / KCS совместно с архитектурным бюро Анастасии Стенберг разработали нестандартный потолок и текстильную перегородку Armstrong из стеклоткани для ее стенда.