Инфраструктура

На трассе как дома: в России меняется подход к дороге


Многофункциональная зона дорожного сервиса на трассе М-9 «Балтия» в Московской области

Сегодня недостаточно утилитарного отношения к дороге как к возможности перемещения из пункта А в пункт Б. Транспортная магистраль должна быть максимально комфортна и безопасна, что и осуществляется в рамках внедряемой концепции «Дорога как услуга».

Каким быть придорожному сервису?

Развитие дорожных сервисов, обеспечивающих комфортные поездки, находится в приоритете у Минтранса России, который разработал проект федерального закона для стандартизации размещения объектов дорожного сервиса вдоль автодорог, призванного обеспечить широкий набор различных услуг на одной территории. Будущий закон, в частности, обеспечит решение вопроса о размещении сооружений связи и мобильных объектов дорожного сервиса.

В настоящее время вдоль сети подведомственных Росавтодору автодорог работает более 12 тыс. объектов дорожного сервиса (ОДС), включая 101 комплексную многофункциональную зону (МФЗ). Перевод ОДС в МФЗ и ввод последних в «составе» новых дорог — одно из важнейших требований при взаимодействии с инвесторами.

К ОДС относятся расположенные вдоль автодорог автозаправочные станции, автовокзалы, гостиницы, мотели, кафе и рестораны, станции технического обслуживания, стоянки транспортных средств и иные подобные объекты, тогда как МФЗ — формат комплексных услуг и сервисов на одной территории, где можно отдохнуть, перекусить, заправиться.

Задача по созданию необходимых условий для развития ОДС в районах прохождения автодорог содержалась в поручении президента России №Пр-1231. Росавтодором было инициировано создание межведомственных рабочих групп на базе подведомственных ФКУ, в состав которых также вошли представители субъектов РФ и бизнеса. Их задача — определение реальной потребности в создании МФЗ и «реновация» существующих ОДС на опорной сети дорог.

С целью гармонизировать эту работу во взаимодействии с регионами России Росавтодор разрабатывает генеральную схему размещения МФЗ на опорной сети дорог, презентация которой должна состояться нынешней осенью. Более комфортные и безопасные условия на автомобильных дорогах, обеспечение доступности к туристическим и иным посещаемым локациям, качество сервисных услуг, в том числе на объектах дорожного сервиса в составе МФЗ, обсуждались, в частности, на совещании с участием представителей Минтранса и Минэкономразвития России, подведомственных Росавтодору ФКУ, органов исполнительной власти субъектов РФ и бизнес-сообщества.

Работа по синхронизации ввода новых участков трасс и строительству МФЗ ведется Росавтодором в рамках пятилетнего плана дорожного строительства. Предполагается ввод более 20 объектов до 2025 года и не менее 123 МФЗ — к 2030-му. Подведомственными ФКУ разработаны и утверждены «дорожные карты» по реализации МФЗ на федеральной дорожной сети.

Регионы включились в работу

Такая постановка вопроса нашла положительный отклик, например, в Тверской области, хорошо насыщенной автотрассами разного ранга и возраста. В границах региона проходит 1 087 км только федеральных трасс, подведомственных Росавтодору, на которых размещено 240 ОДС, в том числе в составе пяти современных МФЗ. Совсем скоро будет построена новая МФЗ на трассе М-9 «Балтия», а также «подтянут» существующий ОДС до уровня многофункциональной зоны на автомобильной дороге М-10 «Россия».

На втором этапе строительства обхода Волгограда запроектировано три локации для размещения МФЗ, по двум из которых уже определен инвестор.

В Ярославской области на 193-м км федеральной трассы М-8 «Холмогоры» Москва— Архангельск пять лет успешно функционирует комплексный объект дорожного сервиса «Ростов». На этой первой появившейся в регионе МФЗ есть АЗС, кафе, детские игровые площадки, стоянки для легкового и большегрузного транспорта, спецпарковки для автодомов (с заправкой водой и сливом санкапсул). Кстати, в кафе работают информационные сервисы о региональной туристической инфраструктуре.

Во Владимирской области рассматривается вопрос создания МФЗ на базе АЗС на обходе Суздаля. Там в рамках капремонта рядом с существующей АЗС выделен участок площадью более 1,5 га, на котором планируется организовать мотель и пункты питания.

Особенно актуален вопрос строительства новых МФЗ на популярных туристских направлениях. Вдоль дорог, подведомственных ФКУ Упрдор «Тамань», обустроено 74 ОДС, предоставляющих широкий спектр услуг. На дорогах А-289 (действующее направление) и А-290 в Краснодарском крае функционирует 48 ОДС, совмещенных с площадками отдыха. Так, расположенные на км 126+600 слева и на км 127+500 справа трассы А-290 МФЗ успешно работают, обслуживая водителей и пассажиров, путешествующих на юг, здесь можно максимально комфортно и безопасно провести время перед дорогой и обслужить машину. На МФЗ действуют площадки отдыха, АЗС, магазины, моечные пункты и СТО. Росавтодор реализовал пилотный проект совместно с ООО «Лукойл — Югнефтепродукт» и администрацией Краснодарского края.

В Крыму вдоль трассы А-291 «Таврида» автолюбителям доступно 26 ОДС, ближайшие к транспортному переходу через Керченский пролив — многофункциональные АЗС на 12-м км (слева и справа) и ТЭС на 76-м и 78-м км соответственно. Многофункциональная зона дорожного сервиса на трассе М-9 «Балтия» в Московской области

По материалам

Нажмите, чтобы оценить статью!
[Итого: 0 Среднее значение: 0]

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»