Производство цемента растет, но отрасли нужны свежие решения
Цемент — это атрибут государственного суверенитета наряду с собственной космической промышленностью, системой образования и вооруженными силами. От уровня развития и технологической независимости цементной индустрии зависят реализация важнейших правительственных программ и экономика страны. Но сегодня российский цемпром сталкивается с непростыми вызовами: недостаточным спросом на продукцию и низкой маржинальностью производства, нехваткой квалифицированных кадров и сложностью с импортозамещением, ограниченной господдержкой…Отечественные производители стараются преодолевать эти проблемы, и умеренный рост производства, продемонстрированный в последние полтора года отраслью, подтверждает верность принятых решений.
Для цементной отрасли I полугодие оказалось не самым плохим: по данным Союзцемента, производство цемента достигло 30,3 млн тонн (+6% год к году). Однако, несмотря на оживление последних лет, его потребление в России пока существенно ниже, чем во многих других странах: если в 2023 году оно составило примерно 425 кг на человека, то в Казахстане — свыше 620 кг, а в Китае — более 1 600, свидетельствуя, что рост городов и создание новой инфраструктуры там идут более быстрыми темпами.
После распада СССР цементная отрасль, как и вся промышленность, перешла в частные руки. Сейчас в России десяток крупных производителей, включая ЦЕМРОС, Группу «Газметаллпроект», ЦЕМЕНТУМ, ХК «Сибирский цемент», Аккерман, ГК «Востокцемент» и др. В стране работают 59 цементных заводов, где трудятся 30 тыс. человек. Две трети предприятий используют устаревший «мокрый » способ производства цемента, из-за чего себестоимость российского цемента — одна из самых высоких в мире. По данным Союзцемента, общая загрузка всех цемзаводов России не превышает 60%. Значит, потенциал российского цемпрома не исчерпан, Россия может производить больше цемента, но это немыслимо в текущих экономических условиях: отечественный стройкомплекс не потребляет столько цемента. Российский цемпром испытывает и другие сложности. Попробуем обозначить наиболее острые из них.
Прямая зависимость от стройкомплекса
Цементное производство привязано к макроэкономическим факторам и чутко реагирует на состояние стройкомплекса. Неудивительно, что государство в первую очередь поддерживает крупных застройщиков, полагая, что финансовые вливания в стройкомплекс не дадут утонуть смежным отраслям. Это хорошо иллюстрируется маржинальностью застройщиков и цементников. Как отмечает исполнительный директор аналитической компании «СМ ПРО» Евгений Высоцкий, в 2023 году выручка одного из крупнейших российских застройщиков ГК ПИК составила 585 млрд рублей, тогда как все цементные заводы страны заработали на четверть меньше — всего 415 млрд рублей. Вместе с тем, цементный бизнес при умелом управлении становится очень привлекательным активом. Цемент — это востребованный продукт, на который всегда будет спрос. Государство изо всех сил поддерживает строительный комплекс, а строить, как известно, без цемента невозможно. Что и доказывает растущий импорт из Ирана и Белоруссии, который хлынул в Россию и успешно соревнуется с отечественным продуктом.
Возьмем конкретный пример. В 2021 году ЦЕМРОС (до 2023 года — «Евроцемент») возглавила команда «Группы Смиком» (доля на рынке — 4%), костяк которой сформировался на предприятиях промышленника Олега Дерипаски. Ее антикризисный опыт очень пригодился для реанимации самой крупной цементной компании страны. На момент покупки «Евроцемент» находился в печальном состоянии: объемы производства упали до 17 млн тонн, общий долг компании превышал 100 млрд рублей. «У «Евроцемента» была непростая ситуация и раньше: очень большой валютный долг, компания попала в «ножницы», — говорил тогда глава Сбера Герман Греф. — Во-первых, рублевая выручка получила все валютные риски, а во-вторых, спад производства на фоне уменьшения спроса и падения цен привел к тому, что в компании очень непростая финансовая ситуация». Тем не менее, за пару лет новая команда перезагрузила убыточную компанию и вернула ей утраченные позиции. Так, по итогам 2023 года компания произвела более 20 млн тонн цемента.
Сезонность
Исторически сложилось, что Россия строится только в теплые месяцы, что провоцирует неравномерную загрузку цемпрома в течение года: производители год за годом сталкиваются с резким повышением спроса на свою продукцию в летний период. При этом технологические особенности цементного производства требуют заблаговременной подготовки заводов к работе — для надлежащего ремонта запчастями и комплектующими горизонт планирования составляет 14-18 месяцев. Цемент нельзя производить впрок из-за специфики хранения, поэтому неравномерность потребности и скачки спроса сказываются на обеспеченности строителей материалами. Сезонность потребления цемента характерна для всех регионов нашей страны: разница в производительности на одном и том же заводе в январе и июне отличается в 5-7 раз.
Отсутствие государственного прогноза в потреблении цемента
Ежегодно цементники пытаются предсказать потребление цемента в новом строительном сезоне. Но это всегда игра в «русскую рулетку»: очень часто производственные планы опровергаются внезапным падением или подъемом спроса. Без четкого прогноза потребления цемента производители вынуждены действовать, полагаясь на интуицию. Никто не знает, будет ли в следующем году спрос на цемент и в каком объеме, стоит ли ремонтировать все цементные печи или достаточно запустить одну? Сколько запчастей надо искать за рубежом, чтобы провести ремонты? Решение проблемы — в формировании системы государственного прогноза плановой потребности в цементе на уровне страны. Госпрогноз строительства в горизонте 3-5-7 лет принесет ряд положительных эффектов. Во-первых, производители стройматериалов будут знать, как планировать свою работу и подстраиваться под спрос. Во-вторых, сгладятся территориальные дисбалансы и снизятся транспортные расходы. В-третьих, повысится долгосрочная стабильность инвестиций в модернизацию цементной отрасли. В-четвертых, потребители будут гарантированно обеспечены любыми объемами цемента.
Рост импорта
Доля импортного цемента (прежде всего из Белоруссии) растет год от года. Если в 2023 году она составляла в ЦФО 10,4%, то в этом выросла до 12,1%. Такой прирост очень чувствителен для российских цементников: только один ЦЕМРОС за год потерял 6% рынка в центральных регионах России (по другим производителям данных нет). Зарубежные производители пользуются ощутимой финансовой поддержкой своих властей, что снижает их издержки и себестоимость продукции. Российские цементники работают без господдержки, поэтому им сложно конкурировать с зарубежными коллегами.
Проблема с железнодорожной доставкой цемента
Железнодорожная отрасль сейчас переживает ряд серьезных вызовов. Из-за геополитической нестабильности изменились основные логистические маршруты, наблюдаются сложности в управлении движением, а парк локомотивов быстро устаревает. Эти трудности вызваны объективными причинами, и их преодоление потребует времени и ресурсов. Также стоит отметить, что для РЖД цемент не является приоритетным грузом, поэтому вагоны с цементом отправляются в последнюю очередь. В связи с этим производители постепенно переходят на автодоставку, которая, однако, не способна полностью заменить железнодорожные перевозки. Для продажи своего цемента холдинги вынуждены развивать собственные автомобильные перевозки, но это эффективно только на расстояниях до 300 км, поскольку перевозки на большие дистанции становятся экономически нецелесообразными.
Высокая ключевая ставка и рост тарифов
Индексация тарифов естественных монополий и рост ключевой ставки существенно повышают издержки производителей цемента, которые вынуждены сокращать расходы и замораживать инвестпроекты. Под конец строительного сезона могут обозначиться первые признаки устойчивого падения спроса на цемент, причем не столько сезонного, сколько обусловленного недостатком оптимизма у строителей и застройщиков и их нежеланием расширять строительство. Потребление цемента в июле снизилось на 2,3% по сравнению с прошлогодними показателями. Хуже всего обстоят дела в Дальневосточном (-12,9%), Северо-Западном (-6,6%), Сибирском (-5,7%), и Приволжском (-3,5%) и Центральном (-1,5%) федеральных округах. Цементным компаниям предстоит приложить дополнительные усилия, чтобы предотвратить влияние негативных тенденций на производства.
Дефицит кадров
Цементная отрасль России, как и многие другие промышленные секторы, сталкивается с растущей проблемой дефицита квалифицированных кадров. Недостаток рабочих, водителей, инженерных и IT-специалистов становится серьезным вызовом для предприятий, что сказывается на их производственных возможностях и эффективности. Основными причинами этой ситуации являются демографические изменения, старение населения и отток молодого поколения в другие, более привлекательные с точки зрения доходов и условий труда, отрасли. В результате, несмотря на все усилия по повышению заработной платы и улучшению условий, предприятиям цементной промышленности становится все сложнее находить и удерживать необходимые кадры.
Этот дефицит негативно влияет на развитие всей отрасли, ограничивая возможности для модернизации и внедрения инноваций. Прогнозы показывают, что нехватка кадров в цементной промышленности будет в ближайшие годы только нарастать, создавая дополнительные трудности для поддержания устойчивого производства. В этой связи предприятиям необходимо искать новые механизмы для привлечения и удержания специалистов, включая развитие образовательных программ, партнерство с профессиональными учебными заведениями и участие в государственных инициативах по поддержке трудовых ресурсов в промышленности.
На переломе
Цементная отрасль вслед за страной переживает непростые времена. Но практика показывает — если компанией управляет грамотная и мотивированная команда, то любые сложности преодолимы. Хотя помощь государства в решении самых острых проблем была бы очень кстати.
Автор: Алексей Щеглов