Тренды аутсорсинга ИТ-услуг для строительной отрасли
/FOTODOM
Современные технологии все активнее проникают в строительную отрасль, хотя она еще несколько отстает от лидеров цифровизации. В этой ситуации многие девелоперы обращаются к внешним ИТ-командам. В чем преимущества такого подхода? Какие услуги могут предложить ИТ-аутсорсеры, и как выбрать надежного партнера? Рассказывает Василий Саутин, руководитель дирекции по развитию бизнеса IBS.
Цифровизация в строительстве
Строительная отрасль достаточно консервативна и пока обладает низким уровнем цифровой зрелости. Согласно исследованию ГК «Самолет», застройщики выделяют на цифровизацию менее 1% выручки, тогда как лидеры в других индустриях — до 5%. Основными препятствиями для массовой цифровизации представители отрасли называют стоимость и скорость внедрения цифровых продуктов. Тем не менее о реальном эффекте от цифровизации за последние 2-3 года заявили более 80% респондентов. К 2028 году российский рынок цифровизации в строительстве, по прогнозам, увеличится в четыре раза, до 130 млрд рублей.
Стимулирует цифровую трансформацию и государство. С 1 июля 2024 года при реализации крупных проектов долевого строительства застройщики обязаны использовать технологии информационного моделирования (ТИМ). Для малоэтажного строительства это требование вступит в силу с января 2025 года. Ранее применение ТИМ сделали обязательным для проектов с госучастием.
Активнее всего строительные компании, по данным опроса, внедряют ИТ-решения для управления закупками, документацией и проектированием. К аналогичным выводам пришли и аналитики TAdviser, обобщив сведения о проектах в строительстве, реализованных с 2005 по 2024 год. Среди них преобладали ERP-системы, системы электронного документооборота, решения для автоматизации бизнес-процессов, управления персоналом, взаимодействия с клиентами, учетные системы, видеоконференцсвязь и BI.
Среди перспективных для строительной сферы технологий можно назвать искусственный интеллект и машинное обучение, использование дронов, облачные технологии, блокчейн, AR/VR и т.д. По оценкам Deloitte, применение ИИ может снизить затраты на 10-15% и сократить сроки проектирования на 10-30%. Однако внедрять эти «модные» решения на практике, по мнению российских девелоперов, пока сложно, дорого и долго, при этом измерить их эффективность непросто.
60–70% компаний в сфере строительства используют сторонние ИТ-решения, причем около 40% покупают сторонний софт и отдают на аутсорс. Чаще всего это решения в области снабжения, девелопмента, проектирования и контроля качества. Собственные разработки есть только у 30% участников рынка.
Почему обращаются к аутсорсерам
Разработка цифровых решений и поддержка ИТ-систем требуют значительных ресурсов и времени. Аутсорсинг ИТ-услуг позволяет строительным компаниям сосредоточиться на основной деятельности.
Еще одно преимущество аутсорсинга — доступ к экспертизе, которую сложно накопить внутри компании. ИТ-аутсорсеры, как правило, следят за последними технологическими тенденциями, а также работают с множеством клиентов, поэтому могут применять лучшие практики в разных проектах. Кроме того, ИТ-решения в строительстве часто страдают от ограниченной функциональности и проблем совместимости, аутсорсеры могут адаптировать и интегрировать их.
Обращение к аутсорсеру также может решить проблему с дефицитом кадров, особенно среди ИТ-специалистов высокого уровня. Найти таких профессионалов на рынке — задача не из легких. А их удержание в штате может быть дорогостоящим и неоправданным, особенно для компаний, где объем ИТ-задач не постоянен. Аутсорсинг позволяет гибко масштабировать ресурсы в зависимости от текущих потребностей бизнеса.
С помощью аутсорсинга можно сократить затраты на создание собственной ИТ-инфраструктуры, а также минимизировать операционные риски, передав ответственность за поддержание и развитие информационных систем в руки опытных специалистов.
Форматы ИТ-услуг при аутсорсинге
Варианты взаимодействия с ИТ-аутсорсером зависят от потребностей и бюджета компании. Можно выбрать полный аутсорсинг или передать внешнему подрядчику только отдельные задачи в сфере ИТ.
В первом случае аутсорсер полностью управляет всей ИТ-инфраструктурой. Такой комплексный аутсорсинг включает в себя консультации, разработку, поддержку и обновление систем. Этот вариант позволяет клиентам минимизировать участие в ИТ-процессах.
При частичном аутсорсинге компания передает на аутсорсинг только определенные ИТ-функции, а остальные задачи остаются внутри компании. При таком подходе сохраняется контроль над ключевыми процессами, но при этом есть возможность воспользоваться внешней экспертизой для специфических задач. Например, для сопровождения ERP-систем и другого корпоративного ПО или для индивидуальной разработки прикладных ИТ-решений.
Еще один вариант взаимодействия — проектный аутсорсинг, когда ИТ-партнер привлекается для выполнения конкретного проекта, а после его реализации сотрудничество завершается.
Как выбрать аутсорсера
При выборе ИТ-партнера обратите внимание на:
● опыт компании в целом и наличие успешных проектов именно в строительной отрасли;
● доступность и качество поддержки;
● гибкость и готовность к масштабированию;
● соблюдение требований по защите данных и стандартов безопасности;
● прозрачность ценообразования.
При возможности узнайте отзывы других представителей рынка, работавших с этой компанией.