Нормативное ориентирование: ответственность СРО по договорам, если в аукционной документации нет требования о членстве в СРО
/FOTODOM
В Научно-консультативную комиссию Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) регулярно поступают вопросы о практике применения законодательства в той или иной его части. Так, предметом одного из обращений стало благоустройство территории, а точнее, необходимость членства в саморегулируемой организации (СРО) при выполнении данного вида контрактов, а также необходимость членства в СРО по договорам, где в аукционной документации не установлено требование наличия членства в СРО.
Комментарий по подобной ситуации «Стройгазете» дал руководитель рабочей группы Научно-консультативной комиссии НОСТРОЙ, заместитель генерального директора Ассоциации «Саморегулируемая организация «СредВолгСтрой» Олег СИМОНОВ:
«Ровно восемь лет назад были внесены глобальные изменения в Градостроительный кодекс (ГрК) РФ, когда федеральным законом №372-ФЗ в сферу ответственности саморегулируемой организации было включено исполнение ее членами государственных и муниципальных контрактов.
Наработанная за это время практика обширна, но все еще требует сопоставления отдельных позиций, где ошибиться значит подвергнуть сомнению действительность заключенного между заказчиком и подрядчиком договора.
Перед комиссией был поставлен вопрос, является ли обязанностью заказчика классифицировать работы, которые он выставляет на аукцион, на работы по капитальному ремонту, текущему ремонту и т. д. и в соответствии с выбранной классификацией устанавливать требования по наличию членства и уровню ответственности в СРО либо не устанавливать таких требований, так как это влияет на правильный подсчет совокупного размера обязательств.
Отвечая на вопрос, начнем с конца и отметим, что федеральный закон о контрактной системе закрепляет, что заказчик должен определить и установить описание объекта закупки и требования к участникам закупки, в том числе о членстве в саморегулируемой организации. Более того, закон обязывает заказчика при описании объекта закупки использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами о стандартизации. В противном случае заказчик обязан дать обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
И здесь мы сталкиваемся с проблемой квалификации специалистов по закупкам, для которых зачастую вопросы строительства, ремонта и смежных с ними видов деятельности являются эпизодическими, непрофильными по основному виду деятельности заказчика. Такому заказчику трудно ориентироваться в массиве специальных градостроительных норм. На централизованное решение проблем отраслевого образования направлена работа «Школы заказчика», созданной НОСТРОЙ совместно с НИУ МГСУ. В регионах же мы наблюдаем тесное взаимодействие заказчиков с местными СРО, консультативно поддерживающими заказчиков на стадии формирования таких аукционов.
Но вернемся к вопросу. Казалось бы, такая ошибка заказчика, как неустановление требования членства в СРО, на руку саморегулируемой организации, которая в таком случае могла бы исключить заключенный членом этой СРО контракт из сферы своей ответственности. Например, когда вследствие нарушения процедуры проведения закупки на работы по капитальному ремонту на сумму свыше 90 млн рублей заказчик не установил требование о членстве в СРО и не проверил возможность заключения с победителем торгов контракта, который будет соответствовать установленному саморегулируемой организацией совокупному размеру обязательств подрядчика.
Однако это не соответствовало бы юридическим принципам справедливости, добросовестности и законности. Поэтому, невзирая на ошибку заказчика, закон четко защищает бюджетные средства, находящиеся в распоряжении заказчика, то есть стоит на страже государственных (муниципальных) интересов. Таким образом, даже в том случае, когда заказчик по каким-либо причинам не указал обязательное членство подрядчика в СРО, СРО будет отвечать за своего члена в случае причинения ущерба в результате строительства или невыполнения контракта надлежащим образом.
Что же касается благоустройства территории и необходимости членства в СРО подрядчиков, его исполняющих, то этот вопрос возникает в том числе при сопоставлении ключевых определений нескольких нормативных актов.
С одной стороны, нормы ГрК РФ к договору строительного подряда относят собственно строительство, реконструкцию объекта, капитальный ремонт, а также монтажные, пусконаладочные и иные неразрывно связанные со строительством работы. Однако, с другой стороны, Градостроительный кодекс четко определяет, что в сферу ответственности СРО входят работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, а также сносу объектов капитального строительства. Эта специальная норма содержит исчерпывающий перечень случаев, когда выполняемые работы требуют членства в саморегулируемой организации.
Таким образом, договоры, предметом которых является исключительно благоустройство территорий, не требуют членства в саморегулируемой организации, а если и выполняются членом, который состоит в СРО, то не подлежат учету при расчете фактического совокупного размера его обязательств».