Материалы / Техника

Равномерность — признак мастерства: круглогодичное строительство сгладит проблему сезонности потребления цемента


/FOTODOM

В Союзе производителей цемента (НО «СОЮЗЦЕМЕНТ»), объединяющем ведущие предприятия отрасли ЕАЭС, считают необходимым разработать комплексную систему прогнозирования потребностей строительной отрасли в цементосодержащих материалах на средне- и долгосрочную перспективу. Это позволит перейти к более равномерному производству и потреблению цемента в течение года, снизит нагрузку на логистику и, в конечном счете, уменьшит издержки застройщиков и производителей стройматериалов.

Сезонные перепады

Теплое время года — традиционно напряженный период для строителей и профильных промышленников. Но весна и лето 2023 года даже на фоне предшествующих лет демонстрируют необычную динамику: для текущего сезона характерен непредсказуемый рост потребления и неравномерность заявочной кампании на поставку стройматериалов. Особенно сложно в таких обстоятельствах работать производителям цемента.

«В текущем году соотношение потребления «зима-лето» бьет исторические рекорды, — говорит исполнительный директор НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» Дарья Мартынкина. — В мае-июне спрос на цемент вырос в 10 раз по сравнению с зимними месяцами, хотя обычно мы фиксируем максимум трехкратное увеличение».

Казалось бы, подобная активность строителей должна радовать, так как она свидетельствует о высоких темпах возведения жилья, интенсивном финансировании отрасли, в том числе о поступлении бюджетных средств. Но для цементников столь резкие сезонные перепады представляют серьезную проблему.

«Заводы отрасли вынуждены оперативно корректировать планы производства и отгрузок продукции, графики ремонта оборудования, что негативно сказывается на деятельности предприятий», — поясняет Дарья Мартынкина.

Цементная индустрия — капитало- и энергоемкая, крупнотоннажная. Технология изготовления продукции сложна, для обеспечения стабильных характеристик готового стройматериала производители ведут строгий контроль качества на каждом этапе. Таким образом, поддерживать в рабочем состоянии дополнительные мощности без перспектив их загрузки экономически неэффективно. При этом наращивать объем производимой продукции можно только постепенно, реализуя дорогостоящие ремонтные и инвестиционные программы. Поэтому, чтобы цементная промышленность могла заранее подготовиться к производству цемента в необходимых масштабах, нужны обоснованные прогнозы потребления стройматериала на срок 3, 5 и 7 лет по регионам страны. Эти показатели будут иметь определяющее значение при формировании планов по строительству и модернизации цементных мощностей в России.

В проигрыше все

От экстремальных «скачков» спроса страдают и потребители «хлеба строительства». Нарушаются сроки возведения объектов, компании, выпускающие стройматериалы на основе цемента, несут издержки от невыполнения графиков поставки материалов.

Осложняет ситуацию то, что в мае во многих регионах вводятся сезонные ограничения на движение большегрузных машин, в том числе цементовозов. Это сильно бьет по автомобильной доставке цемента. В итоге конечные потребители недополучают цемент, что сказывается на сроках и стоимости строительства.

По мнению директора по логистике и закупкам АО «ЦЕМРОС» Дениса Назарова, во введении таких ограничений сегодня нет никакого порядка: «Этой весной в нескольких субъектах РФ вводились ограничения, фактически исключающие проезд по дорогам даже порожнего современного тягача».

Например, в апреле Минтранс Татарстана ограничил движение тяжеловозов на региональных и межмуниципальных дорогах. Допустимая загрузка цементовоза снизилась вдвое — с 28 до 12-14 тонн. Соответственно, местные строители недополучили в апреле значительную часть необходимого цемента, что неизбежно повлияло на сроки и стоимость строительства, а также привело к ажиотажному спросу на цемент.

Комплексный подход

Несмотря на все сложности, компании — члены НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» и в условиях растущего спроса готовы обеспечить потребителей качественным цементом в необходимом объеме. Но отрасли нужны меры поддержки, в том числе такие, которые помогут сгладить сезонность потребления.

Прежде всего, профсообщество предлагает разработать комплексную систему прогнозирования потребностей строительной индустрии в цементосодержащих материалах на средне- и долгосрочную перспективу на основе данных от Минстроя и Минтранса. В ней необходимо учесть ближайшие планы по строительству жилья, коммерческой недвижимости, промышленных, инфраструктурных и прочих объектов. Также основой для системы прогнозирования должны служить пятилетние планы по строительству, реконструкции и ремонту российских автодорог. Для этого необходимо создать постоянно действующую рабочую группу с участием представителей Минпромторга России, Минстроя России, Минтранса России, НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» и компаний — членов Союза.

Есть у экспертов и другие рекомендации. «С одной стороны, российские цементные заводы функционируют в условиях постоянной недозагруженности мощностей, — отмечает почетный президент Национального объединения строителей, заслуженный строитель РФ Ефим Басин. — Но, с другой, из-за сезонности предприятия бывают еще и перезагружены. Поэтому надо шире применять сборный железобетон. И, конечно, если мы будем развивать крупнопанельное и модульное домостроение, то станем равномернее потреблять цемент и не будем создавать такие пиковые нагрузки на заводы, как сегодня».

Круглогодичная стройка

Сгладить проблему сезонности потребления цемента поможет стимулирование строительства осенью, зимой и весной. Как подчеркивает заместитель директора по научной работе Научно-исследовательского института строительных материалов и технологий (НИИ СМиТ) Анатолий Вовк, применительно к нашей стране даже в средней полосе по существующим нормам зимний период длится примерно полгода (не говоря о том, что, согласно статистике, 60-65% территории РФ относятся к зоне вечной мерзлоты). А это означает, что для достижения нормативной прочности бетона приходится нести дополнительные расходы и идти на замедление темпов строительства.

Строители приводят такие данные. В среднем на один цикл заливки бетона при бетонировании межэтажного перекрытия многоквартирного дома летом уходит 5-7 дней, зимой — 7-11 дней. За счет этого фактора, а также необходимости использования специальных добавок в бетоны строительство в холодное время года обходится на 15-27% дороже, чем в летнее.

При этом многие застройщики готовы к более активной работе в холодный период. Так, по словам руководителя строительства проекта Stories компании October Group Евгения Криницына, строителям нецелесообразно приостанавливать проекты в зимнее время, они готовы нести дополнительные затраты на бетонные работы в этот период.

«Для ведения мокрых процессов при низких температурах, в том числе для монтажа монолитных конструкций, штукатурных и отделочных работ, давно созданы понятные и эффективные технологии, — рассказывает заслуженный строитель РФ, экс-руководитель Росстроя Владимир Аверченко. — Например, при изготовлении конструкций в заводских условиях можно существенно сократить временные и финансовые ресурсы, необходимые для выполнения работ непосредственно на стройплощадке. Именно так в советское время возводились многие промышленные здания из железобетона и металлоконструкций, объекты крупнопанельного домостроения, а также другие объекты, в том числе социального назначения. Технология применяется и сегодня — сборка на теплых площадках позволяет вести работы круглый год».

Также, по словам Владимира Аверченко, целесообразно использовать противоморозные добавки для монолитных растворов. Кроме того, есть различные способы защиты и утепления монолитных конструкций. В этих целях используются обычные и электрические маты, электропрогрев, всевозможные шатровые конструкции, в которых поддерживается повышенная температура, в построенных зданиях создается тепловой контур и применяются установки по обогреву.

Назад в будущее

«Все эти методы активно использовались еще в советское время, — говорит Владимир Аверченко. — Имея большой опыт в сфере промышленного и жилищного строительства, могу с уверенностью сказать, что в СССР каких-либо скидок на сезонность не делали. Квалифицированные специалисты, владеющие различными технологиями производства строительных работ, способны своевременно и качественно выполнять поставленные задачи летом и зимой. Сегодня у строителей намного больше возможностей для того, чтобы вести работы в любое время года».

С этим согласен Анатолий Вовк из НИИ СМиТ. По его мнению, в СССР была серьезно проработана научная база применения противоморозных добавок для производства работ при отрицательных температурах. Проводились исследования, позволяющие определить влияние различных противоморозных добавок на поровую структуру бетона, выявить степень льдистости при различных температурах и т.д. В итоге рекомендации по зимнему бетонированию имели обоснованный, а не рекламный характер. «В последние годы при изготовлении бетона используются эффективные добавки-суперпластификаторы и регуляторы сохраняемости подвижности на основе поликарбоксилатных эфиров. Они действительно применяются круглогодично», — отмечает Анатолий Вовк.

Большой опыт круглогодичного строительства наработан генеральными подрядчиками, возводящими объекты за счет средств региональных и федерального бюджетов. Сжатые сроки сдачи в эксплуатацию и повышенный контроль заставляют подрядчиков спешить и не останавливать строительство зимой. Например, детский реабилитационный центр под городом Бердском (Новосибирская область), на проектирование и возведение которого выделено 7,6 млрд рублей из федерального бюджета, «растет» в любую погоду. «Принятие стратегического решения о круглогодичном возведении объектов, заказчиком и инвестором которых выступает государство, позволило бы существенно снизить сезонность строительства», — подчеркивает Дарья Мартынкина.

Мультипликативный эффект

Словом, сглаживание сезонности и переход к более
равномерному строительству в течение года — сложная, но решаемая задача. Запустив
систему формирования объективных прогнозов потребления цемента, вернувшись к массовому
применению методов зимнего строительства, в том числе на госстройках, сняв
излишние ограничения на движение большегрузного транспорта, государство получит
мощный мультипликативный эффект. Строительная отрасль всегда была и остается
настоящим драйвером экономического развития. А если возводить дома,
предприятия, объекты социальной и транспортной инфраструктуры станут быстрее и
эффективнее, то и темпы роста будут впечатляющими. 

По материалам

Нажмите, чтобы оценить статью!
[Итого: 1 Среднее значение: 1]

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»